Первый газотурбинный автомобиль мира — Rover JET1, построенный на базе модели P4

Мощность — 101 л.с., максимальная тестовая скорость — 137 км/ч, расход топлива — 39 л/100 км.

Газотурбинный двигатель, это достаточно простой и при этом весьма эффективный мотор непрерывного действия, преобразующий энергию сжатого воздуха в механическую работу на валу. По сути, он немногим сложнее... порывов ветра, раскручивающих крылья мельницы.

Неудивительно, что газотурбинные двигатели гораздо старше всем привычных ДВС.

Еще в 17 веке принципиальную схему работы такого устройства описали в Китае, патент же на газовую турбину в 1791 году зарегистрировал англичанин Джон Барбер.

Правда, до практического применения двигателей такого типа оставалось еще больше века.

Здесь необходимо отметить заслуги немецкого инженера Ганса Хольцварта.

После многолетних экспериментов он построил полностью функционирующую газовую турбину, которую установили на сталелитейном предприятии Thyssen в 1933 году.

В качестве источника энергии она использовала отработавшие газы доменных печей.

Потом настал период железнодорожных локомотивов, но как затем выяснилось главное призвание газовых турбин — авиация.

Вторая мировая дала огромный толчок развитию турбореактивных авиационных двигателей — прямых родственников газовой турбины.

Уже со второй половины 40-х годов реактивные самолеты стали стремительно вытеснять турбовинтовые аналоги.

Преимущества газотурбинных моторов над поршневыми коллегами довольно многочисленны.

Это и малое количество движущихся элементов в конструкции, соответственно определяющее завидную надежность, высокий мощностной потенциал при небольшой массе, полное отсутствие вибраций, нетребовательность к качеству топлива.

Словом, даже странно, что адаптировать «реактивные технологии» для автомобилей решили только после второй мировой.

Первым в мире автомобилем с газотурбинным двигателем считается Rover JET1 1950 года.

Чуть позже Boeing в порядке эксперимента установил турбину под капот седельного тягача Kenworth.

Судьба у этих проектов разная. Англичане доводили свой «джет-кар» еще лет пятнадцать, а вот Boeing сдался гораздо быстрее.

Дорожные испытания газотурбинного «Кенворта» показали — он медленнее и прожорливее дизельного аналога.

Программу быстренько свернули.