Почему современные «яжемамы» не позволили бы Макаренко сейчас работать в школе

Очень часто можно увидеть  под статьями о жалобах на плохое поведение детей, упрёки о том, что учителя плохие, потому что не могу справиться с детишками, а вот у Великого Макаренко всё бы получилось!

Вспоминающие Макаренко, явно не читали и фильмов о нём не смотрели. Комментаторы знают только то, что когда-то жил успешно перевоспитывавший беспризорников и преступников педагог, но с его методами и принципами его работы они совершенно не знакомы.

И вдвойне потешно читать такие комментарии потому, что зачастую те кто упоминали о  Макаренко, всегда и во всём стоят на стороне детей. Они считают детей неприкосновенными и правыми в любой ситуации. Но даже не догадываются, что у Макаренко был совершенно другой взгляд на воспитание.

Расскажу по подробнее о принципах Антона Семёновича. Разумеется, с цитатами.

Скорее многое из написанного ниже современным «яжемамам» и «яжепапам» явно не понравится.

Строгая дисциплина

Сейчас принято считать, что ребёнку всё можно, но Макаренко был другого мнения.

100 лет назад тоже существовали идеи, что детям должно быть всё позволено. Макаренко же утверждал, что без чётких границ (и наказаний за их нарушение) воспитание невозможно и настаивал на соблюдении его воспитанниками строгой дисциплины.

«На самом деле в условиях чистой природы (т.е. отсутствия границ) вырастало только то, что естественно могло вырасти, то есть обыкновенный полевой бурьян».

Наказания

 Макаренко был против наказаний физических. Но следует сказать о том, что перевоспитание в его колонии и началось с пощёчины главному дебоширу.

Из наказаний применялось отлучение провинившегося от обеда, рабочие «наряды» или запирание в кабинете, принадлежавшем самому Макаренко. Это всё делалось для выстраивания перед детьми строгих границ, которые пересекать было запрещено.

«Есть чисто интеллигентская установка, если ты наказываешь, то ты плохой педагог. Тот педагог хорош, который не наказывает. Я уверен, что такая логика дезорганизует педагога … там, где нужно наказывать педагог не имеет права не наказывать».

Коллективизм

«Яжеродители» уверены, что их ребёнок «самый-самый» во всём что можно и нельзя, а Антон Семёнович во главе воспитания ставил коллектив — да, ты хороший мальчик/девочка, но живёшь ты в коллективе детей и у всех есть общая цель.

Макаренко считал, что воспитание ребёнка без коллектива невозможно. Никакого эгоизма.

Труд

Многих родителей злит, что их детки вытирают доску, моют парты или работают на пришкольном участке. Макаренко был другого мнения: все воспитанники работали в огороде, в поле и в мастерских, а также сами убирали и следили за собой. Работали не просто так, а в коллективе ради общего дела — опять же, никакого эгоизма.

Ответственность за себя и свои поступки

С ребёнком нужно общаться как с взрослым, но и требовать от него нужно тоже как от взрослого.

Да, ты личность (пусть и маленькая) и к твоему мнению прислушиваются, но будь готов в полной мере нести ответственность за свои поступки.

Взрослые работают — и ты работай. Взрослые отвечают за свои поступки и их последствия — ты тоже будь готов.

«Любить и уважать человека — это значит предъявлять к нему высокие требования».

Таковы принципы Макаренко, доказавшие свою эффективность на практике. Нужно сказать, что Макаренко был не обычным школьным учителем, а руководителем детской трудовой колонии для сирот, беспризорников и малолетних преступников, и имел над ними полную власть в режиме 24/7.

Не так давно закончились воины, в стране царила разруха и голод, а для детей колония Макаренко была единственным шансом получить еду и крышу над головой, о чём они прекрасно знали. Знал это и Макаренко. Не хочешь перевоспитываться и соблюдать мои правила? Хорошо, дверь там, можешь не возвращаться.

Имеет ли подобную власть над учениками современный учитель и может ли он применять принципы и методы, изложенные выше?

Так что если захотите упрекнуть учителя опытом Макаренко, то подумайте ещё раз и вспомните где он работал, какое это было время и какими полномочиями он обладал. А ещё лучше посмотрите хороший фильм «Педагогическая поэма» — первые 30 минут просмотра всё расставят по своим местам и расширят ваш кругозор.

spare_part_advertising