Как Ликбез сделал нашу страну самой грамотной в мире

К началу 1917 года Россия занимала последние строчки по количеству грамотного населения, так как всего 28% граждан владело письмом и чтением.

После революции ситуация не улучшилась, напротив, грамотных людей стало намного меньше, ведь большая часть интеллигенции уехала из страны или была репрессирована.
Поэтому Коммунистическая партия принялась активно решать этот вопрос.

26 декабря 1919 года был принят декрет "О ликвидации безграмотности населения РСФСР", который дал начало всеобщему образованию.

На его реализацию было потрачено огромное количество усилий, ведь стране в первую очередь были необходимы квалифицированные работники на предприятия, чтобы выполнить планы индустриализации по укреплению промышленности и обеспечить независимость советской экономики от западных стран.

Согласно декрету, всё население с 8 до 50 лет должно было обучиться грамоте и письму на русском или на родном языке.

Однако, после проведения первого Всесоюзного съезда по ликвидации неграмотности в 1922 году, было решено, что получить образование в первую очередь должны рабочие промышленных предприятий и совхозов в возрасте с 18 до 30 лет, а также был увеличен срок обучения с четырёх до семи-восьми месяцев.

В народе за этим проектом закрепилось более краткое название — "ликбез".

Теперь в каждом населённом пункте, где насчитывалось от 15 неграмотных открывались ликпункты — места, где люди обучались чтению,  письму и простому счёту. 

Для работы в ликпунктах могло привлекаться в порядке трудовой повинности всё грамотное население.

По окончанию обучения человек считался уже малограмотным и мог делать  простые вычисления, короткие записи, считать проценты и прочитать написанное отчётливым печатным шрифтом.

Одной из особенностей ликбеза стали первые буквари для взрослых, по которым, как не трудно догадаться, получало знания взрослое население. Обучение по ним было тесно связано с пропагандой нового строя. Часто в букварях мелькали такие фразы, как "Мы несём миру свободу", "Мы не рабы — рабы не мы", и тому подобное.

Многие люди, жившие в деревнях не хотели получать образование из-за большого объёма работы, да и в сельской местности от него было мало проку, поэтому часто у ликпунктов дежурила охрана, которая следила за обучением и посещаемостью занятий. За прогул уроков полагались штрафы, публичные суды и аресты.

Существовала система поощрений, когда за освоение грамоты выдавали продукты питания или даже дефицитные товары, однако, тут всё зависело от региона. Также посещение курсов могло засчитываться за трудодни.
Все эти меры безусловно поспособствовали освоению грамоты, но не в той мере, в какой поначалу  задумывалось партией, ведь через несколько лет до 40% населения утратило приобретённые навыки из-за ненадобности и нехватки свободного времени. Поэтому многим вновь приходилось посещать ликпункты.

Ситуация усугублялась тем, что в деревнях достать или купить книгу не всегда представлялось возможным, да и времени на это попросту не было.

Поэтому стали массово выпускаться газеты и журналы, открывались библиотеки, организовывались вечера на которых было чтение вслух.

Таким образом, ликвидация безграмотности стала важнейшим социальным проектом в истории России, который положил начало всеобщему образованию в стране.

spare_part_advertising