Циркачка Марина Лурс по праву считалась сильнейшей женщиной России

Циркачка Марина Лурс по праву считалась сильнейшей женщиной России

Она удивляла публику номером, где на вытянутой руке удерживала двоих мужчин сразу, тогда как на зажатой ее зубами веревке раскачивался третий доброволец.

В начале 20-го столетия артистка цирка Марина Лурс была гиперпопулярна. Ее фото не только украшало многочисленные афиши, но и почтовые открытки. Женщину по праву считали одной из выдающихся спортсменок своего времени, пишет Русская семерка. Как проявился ее талант и как сложилась жизнь?

Начало карьеры

Лурс родилась в 1881-м года в городе Ревель (Таллинн). На пике своей карьеры Марину признали самой сильной женщиной Российской империи. С раннего детства она помогала взрослым выполнять тяжелые хозяйственные работы. И мечтала проделывать на арене цирка нечто подобное.

Как напоминает издание, цирк в начале прошлого века был одним из популярнейших видов зрелищного искусства.

В подростковом возрасте девушка приблизилась к реализации своей мечты, устроившись на работу помощницей в провинциальный цирк-шапито. Выполняя свои обязанности, Марина параллельно осваивала разные цирковые амплуа. И вскоре поняла, что лучше всего ей удаются силовые трюки и жонглирование.

"Крестный отец"

Новый этап в ее жизни наступил в 1902-м году, когда о её таланте узнал знаменитый тогда борец и атлет Георг Лурих. Спортсмен предложил девушке оттачивать мастерство в ревельском «Клубе атлетов-любителей».

Здесь девушку свела судьба с увлечённым тренером и энтузиастом Адольфом Андрушкевичем, который сумел превратить 22-летнюю Марию Лоорберг крепкого телосложения (при росте 168 см она весила 80 кг), в отличного манипулятора с тяжестями.

Георг Лурих, посетив через пару лет спортивный центр, где тренировалась Мария, был поражен ее достижениями. Чемпион мира по французской борьбе предложил девушке разнообразить тренировки спортивной борьбой.

В итоге та быстро освоила приёмы французской борьбы (сейчас греко-римский стиль), а также вольной борьбы и кетча (прообраз борьбы без правил). Вскоре она легко побеждала на ковре как соперниц, так и оппонентов мужского пола.

В 1905-м году ее пригласили на гастроли по Эстонии и другим территориям России, и Мария Лоорберг взяла себе сценический псевдоним. Она сменила имя Мария на Марину, в качестве фамилии избрала Лурс - в знак благодарности Георгу Луриху за обучение и участие в ее судьбе.

Невероятные трюки

В цирке она попала в труппу женщин-борцов под руководством Алекса Мюллера. Марина Лурс блистала на аренах, удостаивалась лестных отзывов в прессе.

В передвижном цирке братьев Рихтеров она демонстрировала ловкость и мощь в поединках с соперниками обоих полов. Но главной страстью Лурс были силовые трюки, некоторые из них не получалось повторить даже мужчинам.

Циркачка-силачка толкала двумя руками 5 пудов (80 кг), легко жонглировала двумя пудовыми (16 кг) гирями. И в качестве утяжеления даже использовала живых людей.

Она спокойно до 32 раз выжимала штангу, на которой сидели двое мужчин общим весом в 184 кг.

А в 1913-м году фурор произвёл трюк, прозванный «Живой каруселью», в ходе которого силачка держала на ногах коромысло, где сидели 13 взрослых людей весом 880 кг, параллельно раскручивая коромысло с «пассажирами», придавая ему высокую скорость вращения.

«Геркулес в юбке»

Спортивные издания воспевали силу, ловкость и необыкновенную женственность Марины Лурс. Журналист Иван Лебедев, хваля гармоничную фигуру циркачки, сравнил её с Геркулесом из античного цирка. Он отмечал, что каждый номер девушки отличался отточенностью и законченностью.

Таланту Марины Лурс рукоплескали и за границей, куда та ездила на гастроли с цирком. Кто знает, сколько уникальных силовых представлений она смогла бы еще явить миру, если бы ее жизнь не оборвалась в марте 1922-го года.