«Как на долго вы остаетесь?» — самый распространенный вопрос в разговорах между немцами и другими иностранцами в Китае сегодня. Исход начался с начала пандемии почти три года назад: по приблизительным оценкам, количество иностранных менеджеров и специалистов во второй по величине экономике сократилось более чем вдвое.
Когда-то в Китае жило 850 000 иностранцев. Никто точно не знает, сколько их сегодня. Согласно опросу Торговой палаты (AHK), немецкие компании потеряли четверть своих иностранных сотрудников. Если раньше работа в Китае была карьерным скачком, то сейчас трудно заполнить вакансии.
Стратегия нулевого Covid, неоднократные блокировки, постоянное наблюдение и изоляция страны от зарубежных стран снизили качество жизни и увеличили риск попадания в «коронные жернова» Китая. Геополитическая напряженность, размежевание, преследование меньшинств, репрессии в Гонконге и бряцание оружием против Тайваня также подорвали репутацию Китая. По данным опросов, проведенных институтом Pew, с 2005 года число немцев, имеющих плохое мнение о Китае, удвоилось и достигло 74 процентов.
Пока остальной мир учится жить с вирусом, Китай неуклонно демонстрирует нулевую терпимость. Те, кто въезжает в страну, должны находиться на карантине в отеле в течение семи дней плюс три дня в домашней изоляции, которая применяется на местном уровне довольно произвольно. Рейсов мало. Билет в одну сторону из Франкфурта в Пекин сегодня стоит более 2000 евро. «Ограничения на поездки в Китай и внутри страны по-прежнему затрудняют удержание или привлечение иностранных сотрудников», — говорит Йенс Хильдебрандт, член исполнительного совета Немецкой торговой палаты (AHK) в Китае.
Хотя смягчения следует ожидать, существует «мало шансов» на фундаментальный отход от цели нулевого Covid. «Риск дальнейших блокировок витает над всем, как дамоклов меч», — говорит Хильдебрандт. «Ужасные сценарии, такие как два с половиной месяца блокировки в Шанхае, находятся в умах многих иностранцев». Кроме того, в трудные геополитические времена в Германии складывается все более негативный образ Китая. Вкратце: удержание и отправка специалистов и руководителей в Китай превратились в непростое дело.
«Немецким компаниям приходится копаться в своих карманах, чтобы компенсировать нынешние недостатки Китая как местоположения», — говорит Хильдебрандт. «Многие люди тоже так делают». Немецкие компании уже давно заполняют ключевые должности в Китае местными сотрудниками. «Те компании, которые раньше инвестировали в обучение и повышение квалификации местных сотрудников, меньше пострадают в краткосрочной перспективе».
Тот факт, что приложение Corona на мобильном телефоне определяет каждый шаг, влияет на отношение к жизни многих командированных немцев и других иностранцев в Китае. Если вы не можете доказать отрицательный ПЦР-тест на входе в течение 72 часов, вы часто даже не сможете попасть в собственную квартиру, не говоря уже о супермаркете или ресторане. Сканируют всех: тотальный контроль и отслеживание контактов. Если где-то случается корона, целые районы закрываются. Если кто-то будет идентифицирован как потенциальный контакт, будет назначен карантин.
«Опасность была слишком велика для меня», — говорит женщина из Гамбурга, которая уехала в Германию одна со своей семилетней дочерью до истечения контракта с мужем. Если бы у дочери был положительный результат, ей пришлось бы отправиться на больничный карантин. В то время как раньше даже маленьких детей разлучали со своими родителями, что может вызвать травматический опыт, посольство Германии теперь смогло добиться того, чтобы один из родителей смог уехать.
Опасность быть вовлеченным в механизм Covid настолько велика, что Торговая палата ЕС пишет в своем последнем документе с изложением позиции: «Компании даже задаются вопросом, входит ли в их обязанности размещение иностранных сотрудников в Китае, когда многочисленные ограничения означают, что они не могут гарантировать элементарную должную осмотрительность для них и их семей». Таким образом, компании ограничиваются молодыми сотрудниками, у которых нет семьи, или пожилыми людьми, чьи дети выросли. Это сильно ограничивает возможности.
Исход ощутим. На улицах Пекина меньше иностранцев. В пабе «Great Leap», популярном среди «экспатов» своим крафтовым пивом, гамбургерами и пиццей, в субботний обеденный перерыв собирается всего две пары, а раньше здесь было трудно занять места. Становится одиноко и в поселениях иностранцев за пределами столицы. Парикмахер Синди, которая долгое время стригла иностранных клиентов в клубе кондоминиума, жалуется: «У меня еще осталось процентов 20 от прежнего бизнеса». Ее салон сегодня почти пуст: «Все хотят уехать».