Традиционная кухня северных народов многим жителям других регионов кажется экстремальной. Не каждый отважиться попробовать теплую кровь оленя, густой «кровяной» суп или каныгу - частично переваренное содержимое оленьего желудка.
А десерты? Да, и они тоже на любителя. Северное мороженое сделано из моржового или тюленьего сала, хоть и «приправлено» ягодами.
Необычный деликатес на самом деле достаточно часто употреблялся в пищу народами севера до недавнего времени, но и сейчас никуда не исчез. Хотя от чтения процесса приготовления данного блюда уже может стать не по себе, северяне отмечают его приятный вкус и необычайную сытность.
Для приготовления чаще всего используется олень. Из стада отбирается молодой, здоровый и упитанный самец, которого привязывают и не кормят в течение нескольких дней. Это необходимо, чтобы кишечник животного очистился естественным путём. После очистки кишечника оленя осторожно душат, стараясь не повредить шкуру.
А дальше начинается самое интересное: мёртвое животное не проходит какой-то кулинарной обработки, а просто закапывается в вечную мерзлоту или болото и присыпается торфом, ветками и камнями. Там туша пробудет следующие полгода. Обычно копальхен заготавливают летом, чтобы выкопать зимой, когда со свежей едой могут быть проблемы.
За несколько месяцев мясо начинает разлагаться, при этом не гниёт и не промерзает. Бактерии перерабатывают его, меняя структуру и придавая блюду особую консистенцию.
В это же время выделяются трупные яды, которые смертельно опасны для неподготовленного человека. Чукчи, ненцы и другие северяне употребляют подобные блюда с самого детства, поэтому эти народы уже выработали защиту от трупных ядов, но для туристов дегустация таких деликатесов может окончиться печально.
Кто, как и зачем это ест?
«Совершенно очевидно, что копальхен обладал огромной энергетической силой и массой нужных для организма микроэлементов. Иначе трудно объяснить, почему одного небольшого куска копальхена хватало на то, чтобы морской охотник целый день мог провести на морозе в дрейфующих льдах Ледовитого океана, не испытывая голода, упадка сил», - писал Юрий Рытхэу в эссе о Чукотке.
На вкус северный деликатес напоминает горькое несоленое сало.