В связи со сложной экономической ситуацией в среде энергоресурсов, руководству коммунистической партии Китая приходится делать тяжёлый выбор. Рост тарифов на свет не заставит долго ждать инфляции экономики и стагнации всех сфер производства, а вот вернуть прежние показатели будет сложно.
Не говоря уже о том, чтобы улучшить ситуацию и нарастить темп экономического развития, цель которого есть повышение общего уровня жизни, разумеется. Этот шаг может быть реализован как в виде простого повышения цен, так и повышенных коэффициентов, по которым цена электроэнергии привязывается к ценам на уголь. Повышение тарифов для населения тоже рассматривается, если мер в промышленности окажется недостаточно для преодоления кризиса.
В связи со спецификой сложившейся ситуации вариантов остаётся крайне мало: можно либо поднять цены вообще на всё, что покупается и продаётся, либо привязать цены за электричество к ценам на уголь. Третьем вариантом остаётся подъём тарифов на свет для простых граждан, но власти намерены прибегнуть к этому лишь тогда, если экономических реформ в промышленных отраслях окажется недостаточно за неимением должной эффективности.
Шаг логичный. Большая часть электроэнергии в Китае продается по регулируемым тарифам. И при рекордных ценах на уголь многие электростанции вынуждены работать в убыток. Более высокие цены должны стимулировать генерировать больше, а потреблять меньше. Простая рыночная логика.
Мы приветствуем подобные попытки. Рыночные стимулы вообще иногда способны творить чудеса. Вплоть до того, что на станциях могут найтись дополнительные запасы угля, если будет больше желания их искать.
У сторонников поднятия тарифов вызывает опасение то, что административные превенции могут носить лишь поверхностный характер, и простое следование плану может оказаться слишком поздним решением для того, чтобы проникнуть в суть проблемы и реально что-то поменять. За примерами других социалистических государств, потерпевших фиаско с набором методов банальной плановой экономики, благо, далеко ходить не нужно.
Ежели в случае с поднятием цен на электроэнергию всё понятно, то вариант с закреплением цен на электричество к цене на угль для простого читателя всё не так очевидно. Однако на деле всё оказывается ещё проще: доминирующее большинство электростанций Китая работает исключительно на угле, в то время как резкий такой шаг заставит станции тратить меньше угля и вырабатывать больше энергии.
Теоретически, такие рыночные методы могут сработать, и в условиях жесткой конкуренции и отбора кто-то выплывет и станет монополистом, а кто-то утонет. С другой же стороны, такой шаг чреват перебоями в подаче электричества, что будет очень некстати простому гражданину, особенно во время не самой уютной китайской зимы.
Остаётся надеяться, что руководство китайской компартии примет по-визионерски верное решение, сумея вылавировать между всеми рисками в сторону наибольшего благополучия для всех жителей страны.