Аналитики обращают внимание на традиционно тесные связи между ФРГ и Россией, особенно в экономическом плане. Кроме того, есть водородный союз, который в скором времени может открыть еще один путь совместного развития и открыть целую главу российско-немецкой дружбы. Стоит также отметить, что несмотря на давления некоторых государств-членов ЕС, Меркель всегда выступала за диалог и шла навстречу России (пусть и не всегда открыто).
Прежде всего «Северный поток-2» критиковали страны Прибалтики, Польша и Украина, которые прямо заявляли — это политический проект. Заявления, нужно сказать, не безосновательные, так как благодаря газопроводу Россия легко может отказаться от доставки газа на Запад и, тем самым лишить его дополнительных доходов. Правда, в случае с Польше такие поставки не играют особой роли, а вот для Украины — это очень больной удар по бюджету.
Критики «Северного потока-2» также обращают внимание на результаты, которые получит ЕС: с одной стороны — газ, с другой — прямая энергетическая зависимость от России. При этом ни одна страна Европы сегодня не может гарантировать, во-первых, постоянные поступления в бюджет России, так как у каждого своя экономическая ситуация, во-вторых, дружественные отношения (сегодня Россия захотела Крым, а завтра может захотеть Прибалтику).
При этом Меркель практически вопреки всему (даже немецкого общества) постоянно утверждала, что «Северный поток-2» — это не двусторонний, а европейский проект, поэтому Германия не намерена от него отказываться. Кстати, она же сама и предложила обсудить вопрос газопровода с США еще во время правления Дональда Трампа, правда говорила уже с Джо Байденом.
Ничего удивительного в том, что Меркель удалось договориться с США нет. В конце концов проект действительно выгоден практически для всех сторон. Тем не менее, сегодня остается вопрос в том, что теперь делать с климатической политикой, главным инициатором которой выступает Германия.
Ведь газ по большому счету должен перейти на второй план. Все очень просто: расчет на водород. Россия уже начала производство и строит дополнительные мощности, поэтому, если Европа перестанет нуждаться в газе (что произойдет минимум через 30-50 лет), то Россия просто «переквалифицирует» газопровод «Северный поток-2» в водородопровод.