Всю свою историю Россия - экспортно ориентированная страна, т.е. страна, которая больше продает на внешний рынок, чем покупает. Этим самым она всегда сильно теряла в цене за транспортировку и конечной стоимости перевозимых товаров.
Транспортная наценка доставалась иностранным перевозчикам, а российский торговый флот получал в 20-м столетии только 5% от торгового оборота. Большую часть из этого оборота получала, конечно же, Великобритания, которая славится своим флотом и корабельным искусством.
Она умело использовала свои преимущества как до Навигационного акта 1651 года, так и после него. После акта преимущество Великобритании выросло еще больше, потому что ввоз импорта в Британию мог осуществляться исключительно на её же кораблях. К 20-му столетию доля этой страны в мировой торговле составила 35%, что приносило колоссальные доходы. Это поспособствовало и дальнейшей промышленной революции страны, её выводу в мировые лидеры 19-20 веков.
Во времена СССР, в 1970-е годы, на пик советского флота приходилось 45-50% внешнеторгового оборота, а количество кораблей было на пятом месте во всем мире. Тем не менее, судостроение даже в пике развития советского союза не обеспечивало его всеми типами судов, и заказы на их строительство приходилось размещать в странах Европы.
На данный момент в России ситуация с торговым флотом весьма плачевная – 1% от всей внешней торговли страны. Но ситуация частично компенсируется развитием трубопроводных магистралей, которые с трудом, но утверждаются и строятся.
Доходы идут от магистралей через Беларусь, Украину, от «Северного потока», «Ямал-Европа», «Турецкого потока» и «Северного потока 2». Так Россия снизила транзитные расходы за счет строительства магистралей, хотя и не все из них выходят на доход. Будем надеется, что следующим шагом в направлении экспорта будет развитие судов и судостроения в целом.