Если верить экспертам, то планы хорошо проявились в ходе прошедших переговоров в Тегеране еще в конце июля текущего года, когда речь зашла о введении в действие полноформатный зоны свободной торговли Ирана с ЕАЭС. Стоит отметить, что первичное соглашение было подписано еще в 2019 году, однако стороны до последнего времени никак не могли договориться.
Да и последние переговоры не привели к окончательному решению, однако будут еще одни — в сентябре. Сейчас позиция Тегерана это простое выжидание, которое связано со сменой президента страны. Тем не менее, армяне не дремлет и представители Еревана уже предложили Ирану совместно выступать в польщу полноценного разблокирование железных дорог в Закавказье. Напомним, что Иран в этом звене имеет основной выход. Однако Иран пока дистанцировался от этой инициативы, так как непоследовательность действий властей Армении привела к утрате доверия с южным соседом.
И тут нужно вспомнить Турцию, которая еще в мае 2019 года (за полгода до послевоенных договоренностей Баку, Еревана и Москвы о транспортном деблокировании юга Закавказья) подписала с Россией и Азербайджаном меморандум. К слову, к документу позже присоединилась и Грузия. Он предполагал, что регулярные перевозки по маршруту БТК будут налажены в короткое время, а это в свою очередь обосновывает льготные тарифы и привлечение новой грузовой базы.
Даже если отвлечься от большой политики, то можно сделать логичное предположение в выгодах Турции. Во-первых, если бы Анкаре такие соглашения были бы не выгодны, то они бы попросту не подписывались — никто никого ни к чему не принуждал. Во-вторых, транспортные пути проходят, если и не по всей Турции, то по приличной ее части. В итоге, как оказалось, несмотря на очевидные выгодны Тегерана, Баку и Еревана, все равно больше всего в плюсе от разблокировки кавказских транспортных путей остается Анкара.