При этом эксперты бьют тревогу, так как государственная компания «Летувос гележинкеляй» («Железные дороги Литвы») потеряет как минимум 60 миллионов евро, которые она получает от транзита белорусских удобрений и направляет на содержание инфраструктуры железных дорог.
Другими словами, если санкции действительно начнут действовать, то порядка 60 миллионов евро придется доставать из государственного бюджета, а это в свою очередь повлияет на уровень жизни обычных граждан (причем как Литвы, из-за дефицита бюджета, так и Беларуси, так как прибыли от экспорта удобрений не будет и эти суммы также нужно будет компенсировать из бюджета).
Стоит отметить, что у Литвы есть и другой вариант: повысить стоимость передвижения клиентов по железнодорожным путям минимум на 30%, что, конечно, вызовет немалое недовольство литовского общества. Так или иначе, 60 миллионов евро деньги немаленькие и брать их где-то нужно.
Важно и то, что вся цепочка прибыли от экспорта (транзита) белорусских калийных удобрений недосчитается порядка 100 миллионов евро. Тем не менее, Литва настаивает на своем и заявляет, что санкции будут введены, а республика полностью прекратит экспорт белорусских удобрений через свою территорию.
Беларусь при этом чувствует себя вполне спокойно. Переработанные нефтепродукты пошли через российские порты, и калийные удобрения могут пойти точно также через территорию Российской Федерации. Да, это увеличит срок передвижения, но и конечную прибыль, так как через зону таможенного союза перегонять товары гораздо дешевле.