Могилевский вокзал - памятник архитектуры начала 20-го века. Местную станцию открыли в 1902-м году, и пассажиров к поездам тогда доставляли извозчики.
Но в 1911-м в губернском городе появилась своя "служба такси", в которой было две машины. И владел этим "таксомоторным парком" не кто иной, как Самуил Сагал, который приходился культовому художнику Марку Шагалу родным дедом!
Как выяснили краеведы, вокзал в Могилеве видел немало знаменитостей. К примеру, в 1914-1915 годах военным санитаром здесь служил будущий известный русский поэт Сергей Есенин.
А в годы Первой Мировой на станции построили отдельный тупик для Верховного главнокомандующего российской армии, Ставка которого была перемещена в Могилев.
Примечательно, что в начале 20-го столетия освещались лишь главные улицы губернского города - Днепровский проспект и Большая Садовая. А все остальное - скрывалось во тьме.
А вот железнодорожная станция даже издали сияла ярким световым пятном. Как установили историки, станция в те времена в состав города не входила, потому и финансировалась из другого "кошелька".
И этот "кошелек" не пустовал: железная дорога могла позволить себе хорошее уличное освещение. К тому же и жизнь на станции кипела не только днем: обслуживание рельсов и вагонов было круглосуточным.
Освещалась станция Могилев керосино-калильными фонарями, которые напоминали длинный цилиндр со стеклянным колпаком внизу. Как там все было устроено?
Резервуар для керосина был вверху: топливо отсюда стекало в испаритель. Пары керосина просачивались, смешиваясь с воздухом, и горели внутри сетки, которая раскалялась и давала яркий свет.
Конечно, обслуживание таких пожароопасных фонарей требовало хорошей сноровки. Фонарь сначала нужно было спустить на тросе вниз. Перед тем, как зажечь, нужно было разогреть испаритель. В специальную чашку для этого наливался спирт.
Его поджигали через спецотверстие в стенке фонаря, и вновь поднимали фонарь на столб.