На интернет-форумах и в телеграм-каналах уже появились предложения об обмене российских рублей по справедливому курсу. Очевидно, что сдавать их по 2 рубля за «сотню» RUR никто не желает, поскольку такой курс является спекулятивно заниженным, особенно на фоне курса продажи, который достигает 3,50 BYN за 100 RUR — именно такой курс был до введения Запада санкций против России.
Попросту говоря, белорусские банки, выставляя курс на продажу RUR, проигнорировали факт введения антироссийских санкций, а при формировании курса на покупку — учли данный факт с большим запасом.
В Интернете люди, которым нужно продать и купить российские рубли, находят друг друга и совершают сделки по курсу, который устраивает обе стороны (сейчас это в районе 250 – 270 BYN за RUR).
Те, кто продает российскую валюту, выручает намного больше белорусских рублей, чем мог бы получить за них в обменнике. Те, кто покупает — тратит намного меньше белорусских рублей, чем ему пришлось бы отдать в обменике.
Конечно, такие сделки являются незаконными валютными операциями.
Но у людей нет иного выхода, поскольку курсы покупки RUR в обменных пунктах Беларуси далеки от реального рыночного уровня. При этом Национальный банк предпочитает не замечать откровенно абсурдную ситуацию, сложившуюся на рынке купли-продажи российских рублей в Беларуси.
Есть мнение, что искусственно заниженный курс покупки российского рубля в белорусских обменниках установлен по негласной рекомендации Нацбанка, который таким образом пытается не допустить российских покупателей валюты на белорусский валютный рынок.
Напомним, что в России продажа наличной валюты физическим лицам запрещена.
К сожалению, никто не подумал, что в данной ситуации страдает огромное количество белорусов, получающих доход из России в российских рублях. Эти люди, а также организации экспортеры несут огромные убытки не по своей вине.
В то же время проблему можно решить иначе. Достаточно ввести продажу валюты только при предъявлении национального белорусского паспорта.
В этом случае российские покупатели валюты автоматически отсеиваются от белорусского валютного рынка, банки получат возможность устанавливать экономически обоснованный курс, а «черный рынок» российских рублей, который сейчас активно развивается и расширяется в Беларуси, исчезнет сам собой.