XIX век сам по себе является рекордсменом по количеству заключенных и рухнувших договоров между союзниками и противниками. При этом друзья часто превращались во врагов, а враги подставляли плечо помощи, когда это было необходимо. Франция и Россия на протяжении века прерывала и возобновляла отношения четыре раза: то Франция присоединялась к блокаде Англии, то Россия воевала с наполеоновскими войсками, а незадолго до этого Россия поддерживала войска Пруссии в войне с Францией 1870-1871 годов. И таких примеров много.
Тем не менее, Парижу была необходима поддержка Петербурга и он пошел на неожиданный шаг — арестовал сразу 27 российских оппозиционеров. Ответ Александра III не заставил себя ждать, он буквально заявил, что поддерживает действия французского правительства. Фактически так и начался новый виток русско-французской дружбы. В итоге объединение было неизбежно, даже газеты писали, что две державы очень быстро могут одержать победу с Тройственным союзом в случае необходимости.
В случае войны Германии, которая имела 1,3 миллиона солдат, с Францией, имеющей 700 тысяч военных, Россия должна была прийти на помощь и сформировать практически равное армейское количество противнику. Правда, такой союз не мог на сто процентов гарантировать победу, поэтому было необходимо привлечь третью страну — Англию.
При этом Британская империя была самой развитой державой мира в то время и принципиально не вступала в военно-политические союзы. Тем не менее, отношения с Россией и Азией у нее были довольно напряженными, особенно по вопросам Тибета и Афганистана. Фактически, если бы Британия и Франция смогли решить свои разногласия, то никакого союза бы не было, но они не смогли, а после русско-японской войны поддержали противника.
Последней точной формирования союза «Антанта» была поставлена после совместной войны с Германией в 1914 году. Русскому вооружению союзники выделили самую тяжелую работу — сдерживание противника, которы намеревался наступать на Париж. Для этого Россия пошла на формирование плохо подготовленной кампании в Восточной Пруссии, закончившееся разгромом русского корпуса и самоубийством командующего.
Англия объявила мобилизацию только в 1916 году, а февральская и октябрьские революции в России были на носу. Заключение Брестского мира фактически «украло» у России в Великой войне все приобретения, а союзники «Антанты» после окончания войны превратились в интервентов, которые вмешались в Гражданскую войну последний дней царской России.