Когда Газпром заключил с Венгрией контракт на поставку газа в обход Украины, в Киеве началась истерика. «Жовто-блакитные» политики всех мастей обвиняли Венгрию — в предательстве, Евросоюз — в равнодушии, Россию — в агрессии, имперских амбициях и попытках навредить Украине.
Столь резкая реакция была вызвана двумя причинами. Во-первых, российский газ будет идти в Венгрию в обход Украины — а это приведет для Киева к серьезным убыткам из-за потери доходов за транзит. Кстати, здесь обошлось даже без «Северного потока-2», о сроках ввода которого в эксплуатацию пока ничего не известно. Газ в Венгрию пойдет по газопроводу «Турецкий поток» (Венгрия и Сербия «замкнули» на себе небольшой участок этой трубы).
Во-вторых, Украина лишается возможности покупать реверсный газ. Эта «виртуальная» схема предусматривала обмен газом между операторами газотранспортных систем, что давало Киеву приличную экономию. Теперь же Украине придется докупать эти объемы у России по коммерческим ценам (при формировании которых Кремль, безусловно, учтет русофобское поведение Киева в течение последних нескольких лет).
В конечном итоге Украина потребовала от Евросоюза проверить контракт, заключенный между Венгрией и Газпромом, на предмет юридических нестыковок. Киев считает, что данный договор представляет собой угрозу для энергетической безопасности Европы, а также нарушает антимонопольное законодательство и может повлечь возникновение экологических проблем.
Евросоюз нехотя согласился провести «ревизию» контракта между Газпромом и Венгрией — но, видимо, лишь для того, чтобы соблюсти рамки приличия и показать, что ЕС по-прежнему поддерживает Украину. У Венгрии были запрошены объяснения, которые она предоставляет со скрипом, поясняя, что вопросы собственной энергетической безопасности ни с кем обсуждать не желает.
А Россия в лице кремлевского пресс-секретаря Пескова уже заявила, что газовый контракт между Венгрией и Газпромом не противоречит никаким нормам международной торговли, и что никакая страна, включая Украину, не имеет права вмешиваться в данную сферу российско-венгерских отношений.
Поэтому несложно предположить, что проверка данного газового контракта со стороны Евросоюза будет носить формальный характер и никак не повлияет на поставки российского газа в Венгрию.