Изучая всемирную историю и натыкаясь на темы, отведенные азиатским странам, а особенно Японии, вы не раз можете столкнуться со значениями "Сёгунат" и "сёгун".
Для русского читателя эти слова чужды даже по произношению, что уж говорить о смысле. Однако если попытаться объяснить в двух словах, то сёгун это должность военного правителя, который руководил большой частью Японии и обеспечивал сохранность императорской семьи.
Можно задать вполне логичный вопрос: а почему это государством правит какой-то Сёгун, если, по хорошему, это должен делать император? Ответ на него сокрыт в самой легитимности императорской должности.
Начнем с того, что японцы это не коренной народ островов. Туземцев историки называют айнами или эмиси, что в переводе означает "лохматый варвар". Варваров начали вытеснять переселенцы из Китая и Кореи, которые приплыли на острова, прячась от различных погодных невзгод и политических потрясений.
Именно из-за противостояния с айнами была введена должность сёгуна. Название этой должности можно дословно перевести как "Главнокомандующий, усмиряющий варваров по священному приказу императора".
Изначально Сёгун был лишь военным наместником, под командованием которого находились такие же князья, управляющие провинциальными бедными землями. Они сами отражали атаки айнов, в то время как столичные чиновники зациклились только на себе и не принимали участия в судьбе Японии.
Шло время и позиция центра заметно слабела, а вот князья, присоединяв к себе новые территории и становившись существенно богаче, политически крепли. В двенадцатом веке позиция удельных князей была настолько сильной, что это неизбежно сеяло смуту и конфликты по всему государству.
В военных распрях одержал победу князь Минамото-но Ёритомо. Он и стал первым сёгуном в том понимании, в котором мы воспринимаем его сейчас, подчинив своей власти императорский дом.
Он создал свой государственный орган - Бакуфу или Сёгунат, который и занимался контролем и законами, в то время как император их лишь утверждал и проводил священные ритуалы.
Система сёгуната настолько окрепла в японском обществе, что мы знаем три его итерации: Сёгунат Камакура, Асикага и Токугава. Конец этой системе положили только реформы императора Мэйдзи в 1868 году.