Вместе с тем, большинство современных армян исповедует собственное ответвление христианства — Армянское Апостольское Христианство (ААХ). Конечно, при этом в Армении есть и другие ветви христианства (католическая, протестантская, православная) и никто их не ущемляет. Есть и хемшилы, которые перешли под османским давлением в ислам армяне-амшенцы, правда, часто их даже не относят к армянам, как таковым.
Кстати, Армянское Апостольское Христианство именуют также григорианским по имени крестителя армян Григория Просветителя (Лусаворча). При этом Апостольской армянскую церковь называют, так как она идет от апостолов — первые христиане на армянской земле появились еще в I веке, а распространяли вероисповедание ученики Христа (апостолы) Фаддей и Варфоломей. Кроме того, армянская церковь относится еще и к древневосточным христианским, то есть самым исконным и первым, как и коптская, сирийская и ассирийская.
Для начала следует понять, что армянская ААЦ не монофизиты, а миафизиты, которые верят в гармоничное сочетание Христа божественного и человеческого. А православные христиане — диофизиты считают, что божественное и человеческое начало в Христе не смешивались. Стоит также отметить, что ААЦ действительно особая церковь, так как формально не подчиняется никому, кроме собственного Католикоса, чья резиденция с IV века находится в Эчмиадзине — одном из древнейших армянских городов около Еревана. Правда, в силу исторических причин у армян также есть Католикос Киликийский с резиденцией в Ливане, но он признает верховенство Эчмиадзина.
Богослужения в ААЦ выдуться на грабаре — древнем армянском языке, который был зафиксированным в форме IV столетия от рождества Христова. Кроме того, у Армянской Апостольской Церкви особый вид христианского креста — без изображения распятого Христа, но увитый растительным орнаментом, как символ жизни и «ласточкиными хвостами» по краям.
Немаловажная часть особенности Армянской Апостольской Церкви — строгая архитектура и довольно скромные храмы (по меркам РПЦ). Кстати, эти особенности ведут еще от древнего армянского зодчества. В церквях также довольно малое количество икон и есть некоторые особенные обряды, которых не существует в других ветвях христианства, например, как матах — жертвоприношение.
Стоит также отметить, что ААЦ следует своему собственному календарю в плане церковных праздников, поэтому армянские церковные праздники (Пасха, Сурб Затик, Рождество) часто совпадают то с католическими, то с православными, то и выпадают на собственные даты.
Пожалуй, одна из главных особенностей ААЦ от других ветвей христианства в XXI веке — довольно развитый институт монашества. При этом женщин-монашек у армян практически нет, так как еще в IV веке при царе Папе было постановлено, что монашество дело Богоугодное, но в силу особого окружение Армении, армянки должны рожать детей, а не томиться в кельях.